.

  О проекте


  Наш опрос
.

  Лента новостей

  Cсылки




Статьи » Трудовое законодательство

Введите слово для поиска :

Трудоустройство инвалидов. Часть 2



Трудоустройство инвалидов. Часть 2

На первый взгляд, может сложиться впечатление (и так считают руководители и работники кадровых служб отдельных компаний), что для выполнения требований статьи 19 Закона Украины № 875 достаточно принять инвалида на какую-либо вакантную должность, если он может выполнять порученную ему работу. Но при более подробном изучении нормативных актов, которые касаются данного вопроса, можно еще раз обратить внимание на несовершенство отечественного законодательства, отметить несогласованность разных законодательных актов, и сделать вывод, что на сегодняшний день вопрос, когда же рабочее место для инвалида считается созданным, является до конца неопределенным и противоречивым.


В соответствии с пунктом 3 Положения о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.1995 г. №  314 (Постановление № 314), рабочее место для инвалида считается созданным, если оно отвечает установленным требованиям для рабочего места соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия при участии представителей медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов, и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида. При этом необходимо помнить, что предприятием для этой категории работников могут создаваться как обычные, так и специализированные рабочие места.

Обычным считается рабочее место, которое по условиям труда и с учетом физических возможностей инвалида может быть использовано для его трудоустройства, специализированным - рабочее место со специальным техническим оборудованием и устройствами для работы инвалида в зависимости от анатомических дефектов или нозологических форм заболевания, с учетом рекомендации МСЭК, профессиональных навыков и знаний инвалида.

Таким образом, еще до создания рабочего места для лица с ограниченными физическими возможностями предприятие фактически должно знать, для кого конкретно оно предназначается, а уже после этого с учетом индивидуальных особенностей этого лица вводить данное рабочее место в действие, а именно - провести надлежащим образом аттестацию с участием всех уполномоченных органов и заключить трудовой договор с работником. На данном этапе предприятие сталкивается с тем, что на сегодняшний день специальный порядок аттестации рабочих мест для инвалидов, которым можно руководствоваться при  их трудоустройстве, действующим законодательством не предусмотрен, отсутствует конкретный механизм реализации такого мероприятия, как аттестация рабочего места, привлечения к процедуре аттестации представителей соответствующих органов - медико-социальной экспертной комиссии, Госнадзорохрантруда и т.д., оформления необходимой документации.

Не взирая на законодательную неопределенность данного вопроса, Фонд социальной защиты инвалидов в письме № 06ю-135/567-196/1 от 14.04.2004 г. настаивает на том, что непроведение аттестации рабочего места является нарушением нормативно-установленного порядка создания рабочего места для инвалида и означает, что такое рабочее место не создано. В таком случае в отношении предприятия могут быть применены финансовые санкции, даже если на данной должности фактически трудоустроено соответствующее лицо. Фонд снова делает попытку доказать, что создание рабочих мест для лиц с ограниченными физическими возможностями осуществляется только при наличии таких лиц, поскольку конкретные требования относительно рабочего места устанавливаются в их индивидуальной программе реабилитации. Законодательство, считает Фонд, не содержит понятия "физическое создание рабочего места для инвалида", следовательно, без наличия инвалида не может идти речи о выполнении норматива по созданию рабочих мест для этой категории.

Обращает на себя внимание факт, что при решении споров относительно штрафов за «несозданные» (по мнению Фонда социальной защиты инвалидов) рабочие места для трудоустройства инвалидов суды становятся на сторону предприятий и считают рабочие места созданными и в тех случаях, когда они не аттестованы. Так, постановлением Верховного Суда Украины от 11.01.2005 г. под № 6/203 отменены решения судов более низкой инстанции в пользу Фонда социальной защиты инвалидов на том основании, что "судами не были приняты во внимание доводы ответчика относительно того, что в соответствии с Приказом председателя правления ЗАО "Х" от 6 декабря 1992 г. № 143 внесены дополнения в штатное расписание общества и были созданы (приспособлены) 7 рабочих мест рабочего на низкоквалифицированных ручных работах в сельском хозяйстве для трудоустройства инвалидов".

Принимая во внимание законодательную неопределенность и несогласованность позиций различных официальных органов, можно констатировать, что в ситуации создания рабочих мест для лиц с ограниченными физическими возможностями. Как и во многих других случаях, работодатель должен самостоятельно определить свою точку зрения и решить вопрос о необходимости проведения (либо непроведения) аттестации таких рабочих мест.

При первом варианте решения аттестация, согласно с пунктом 3 Порядка № 314, осуществляется специальной комиссией предприятия при участии представителей МСЭК и других органов после определения конкретного лица, для которого предназначается будущая должность. Для организации и проведения аттестации руководитель компании издает приказ, в котором оговариваются:

- основания и задачи аттестации, например:

"С целью создания рабочего места для трудоустройства инвалида в соответствии со ст.19 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 21.03.1991 г. № 875-XII приказываю:

1. Провести аттестацию рабочего места диспетчера транспортного отдела для трудоустройства инвалида II группы Коваленко Н.В. <....>";

- состав комиссии, ее полномочия;

- мероприятия, которые должны быть осуществлены при проведении аттестации;

- сроки их выполнения;

 - перечень документов, которые должны быть оформлены и т.д.

В состав аттестационной комиссии, как правило, включаются специалисты отдела кадров, охраны труда, при наличии на предприятии - специалисты медицинской службы, представители профсоюзов.
Если предприятие принимает решение о введении в действие рабочего места без предварительной аттестации, приказ может иметь приблизительно следующий вид:

"Во исполнение положения ст.19 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" от 21.03.1991 г. № 875-XII о необходимости создания рабочего места для трудоустройства лица с ограниченными физическими возможностями, приказываю:

   1. Создать на предприятии дополнительную должность - диспетчера транспортного отдела и обустроить соответствующее рабочее место.
   2. Внести изменения в штатное расписание предприятия относительно создания рабочего места с установлением соответствующего должностного оклада.
  3. В установленном порядке проинформировать о создании рабочего места для лица с ограниченными физическими возможностями органы. ответственные за трудоустройство инвалидов (ч.1 ст. 18 Закона "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине") <....>"

После заключения трудового договора с лицом с ограниченными физическими возможностями администрации предприятия следует помнить, что использование, а также охрана труда данной категории граждан имеют свои особенности.

Так, согласно со статьей 172 "Применение труда инвалидов" Кодекса законов о труде Украины, в случаях, предусмотренных законодательством, не собственника или уполномоченный им орган возлагается обязанность организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями, создать льготные условия труда и установить по их просье неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Соглашение о работе на условиях неполного рабочего дня оформляется приказом собственника или уполномоченного им органа и может заключаться как при приеме на работу, так и впоследствии (ст.56 КЗоТ). Оплата труда в таких случаях осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Но работа на таких условиях не приводит к каким-либо ограничениям трудовых прав работников, в частности, не ограничивает право на ежегодный отпуск такой же продолжительности, как и при работе в течение полного рабочего времени, не изменяет общеустановленного порядка зачисления производственного стажа и т.д.

В соответствии с положениями Закона Украины "Об отпусках" № 504/96-ВР от 15.11.1996 г. лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляются такие права:

1) ежегодный основной отпуск большей продолжительности. А именно, 30 календарных дней - для инвалидов I и II группы, 26 календарных дней - для инвалидов III  группы (ст.6 Закона об отпусках);

2) по желанию работника использование ежегодного отпуска полной длительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на предприятии (ст.10 Закона об отпусках);

3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время (ст.10 Закона об отпусках);

4) по желанию работника - отпуск без сохранения заработной платы. Для инвалидов   III  группы - длительностью до 30 календарных дней ежегодно, для инвалидов   I  и  II группы - до 60 календарных дней (ч.6 и ч.7 ст.25 Закона об отпусках соответственно).

Предприятиям также нельзя забывать о необходимости соблюдения положений Закона "Об охране труда" (в редакции Закона Украины № 229-IV от 21.11.2002 г.), статьей 12 которого предписывается создание для инвалидов условий труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, применение дополнительных мер безопасности труда, которые отвечают специфическим особенностям данной категории работников.
И снова работодатели оказываются в ситуации несогласованности законодательных актов. Частью третьей упомянутой статьи запрещается привлечение инвалидов к работе в ночное время и к сверхурочным работам. В то же время, статья 63 КЗоТ позволяет использовать труд лиц с ограниченным физическими возможностями в сверхурочные часы, а статья 55 КЗоТ - ночью, если это в обоих случаях не противоречит медицинским рекомендациям и осуществляется с согласия работника.

Принимая во внимание экономический аспект трудоустройства инвалидов (предприятие должно быть готовым, например, к тому, что процесс аттестации рабочих мест требует значительных материальных затрат), надо отметить, что далеко не каждый работодатель знает о такой возможности, как получение за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов целевого займа для создания рабочих мест для инвалидов (п.7 Положения № 314).

Согласно с пунктом 9 Порядка оплаты предприятия (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций отделениями Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.2001 г. № 1767, такой целевой заем является беспроцентным и предоставляется на договорных основах на срок до 3 лет предприятиям, выполняющим норматив рабочих мест.

Для получения займа работодатель должен предоставить в Фонд заявление и соответствующие документы:

- справку органов государственной налоговой службы об отсутствии задолженности предприятия по уплате налогов, сборов (обязательных платежей);

- смету затрат для создания указанного в договоре количества рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями;

- технико-экономическое обоснование создания рабочих мест и гарантии возврата займа.

В договоре о предоставлении займа предусматриваются следующие положения:

- порядок обеспечения выполнения обязательств относительно возврата займа: штрафы, пеня, залог, гарантия;

- минимальный срок, за который рабочее место должно быть занято инвалидом;

- ответственность за нецелевое использование денежных средств;

- срок возврата займа;

- порядок отчетности предприятий об использовании займа.

Привлечение таким образом средств может несколько облегчить для работодателей решение проблемы создания рабочих мест, их аттестации и трудоустройства инвалидов. Особенно значимой такой целевой заем становится в ситуациях значительного расширения производства, что влечет за собой, во-первых, увеличение численности работающих на предприятии, а во-вторых, соответствующее повышение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями.

Анализируя практическую сторону трудоустройства инвалидов на наших предприятиях, мы увидели, что и организация надлежащих условий для их труда, в частности, создание рабочих мест, и выполнение всех требований законодательства относительно гарантий и компенсаций для этой категории работников составляют для работодателей достаточно ощутимую экономическую задачу. В этом плане есть надежда, что позитивными для предприятий могут стать практические меры по реализации положений Указа Президента Украины № 1073/2005 от 11.07.2005 г. "Об усовершенствовании государственного регулирования в сфере занятости населения и рынка труда в Украине", одним из пунктов которого предписывается внедрение до 1 января 2006 года четких механизмов экономического стимулирования работодателей к созданию рабочих мест, а также к трудоустройству лиц с ограниченными физическими возможностями, созданию соответствующих условий труда для таких лиц и надлежащего обустройства производств.
 
Евгения Каляпина,
аналитик-консультант, бизнес-тренер компании „Бизнес-Сервис” (г.Одесса)
 Статья опубликована в журнале «Праця і закон»,
№ 17, сентябрь 2005 г.
Конференции
 

  Подпишись на рассылку!
:
E-Mail :



  Партнеры







  Ссылки

  Друзья
- .

2014